Интервальные повторения

Как выучить иностранный язык? Что делать, если в поисках эффективной системы пройден не один курс иностранных языков, последний репетитор стал практически лучшим другом, но при этом заговорить на английском так и не удалось? Знакомая ситуация? Если вы не являетесь счастливым обладателем волшебной палочки, то волей-неволей начинаете с робкой надеждой поглядывать на спорные предложения типа "Изучение английского по методу спецслужб" или "Обучение во сне". Освоение нового языка – один из самых полезных навыков, которые человек способен приобрести на протяжении всей жизни, но почему многим он кажется сложным? Возможно, дело в том, что выбрана не та обучающая методика.

Суть метода
Интервальные повторения (Spaced Repetition) – это техника обучения, в том числе – иностранным языкам. Она предполагает увеличение периодов времени между повторным обращением к одному и тому же ранее изученному материалу. Другими словами, изученная тема повторяется с постепенно нарастающими интервалами, что дает возможность мозгу в конечном итоге запомнить информацию. Интервалы могут подбираться индивидуально или базироваться на наиболее эффективном распределении времени согласно методике:
1. Первый повтор – сразу после получения информации;
2. Второй – спустя полчаса после первого;
3. Третий – спустя сутки;
4. Четвертый – через несколько недель после третьего;
5. Пятый – спустя месяц после четвертого.

Выстроены повторения с учетом особенности человеческого мозга забывать усвоенное. Техника действительно работает, что подтвердили полученные в свое время неоднократные тестирования.

Исследования методики
Ввести интервальное повторение для улучшения запоминания иностранных языков впервые предложил в книге "Психология обучения" профессор Алек Мейс (A.Mace) в 1932 году. Пробное тестирование было проведено Гербертом Спитцером (H.Spitzer) у учащихся шестых классов в 9 городах штата Айова в 1939 году. Всего было задействовано более 3500 учеников. Эксперимент показал, что интервальное повторение эффективно работает. Впрочем, этот метод был поставлен на паузу до конца шестидесятых годов прошлого столетия. К этому периоду ученые Томас Ландауэр и Роберт Бьорк (T.Landauer & R.Bjork), а также американский психолог из Мичигана Артур Мелтон (A.Melton) вернулись к изучению познавательных процессов человеческой психики. Практически применять методику стал Пол Пимслер (P.Pimsleur) на языковых курсах, а в 1973 году Себастьян Лейтнер (S.Leitner) разработал свою универсальную "Систему Лейтнера" – повторение с помощью карточек.
Интервальные
повторения
доказали свою
эффективность
Преимущества методики
Регулярное повторение материала через определенные интервалы, которые постепенно увеличиваются, позволяет лучше усвоить информацию. Как это работает? Общеизвестно, что в мозгу сохраняется та информация, которая считается важной. Эти особенности до конца не изучены, но, согласно предположениям ученых, в мозгу накапливается огромное количество понятий, которые пересекаются, объединяются, ответвляются, сохраняясь в виде знаков, символов и ассоциаций. В памяти укрепляются воспоминания о наиболее часто встречающихся событиях и предметах, как в поговорке: повторение – мать учения. Чем больше раз мозг встречает то или иное слово, действие, ситуацию, тем более важными он их считает. Соответственно, редкие события он пропускает, считая их незначительными. Метод интервального повторения основан как раз на этом принципе функционирования мозга. Каждый, кто его использовал, гораздо эффективнее и быстрее запоминал изученный материал.

Альтернативные методы
В прямом смысле слова альтернативы у метода интервального повторения нет, зато существует ряд других техник для запоминания информации.
Мнемотехника – система для запоминания разрозненных образов или данных. Для того, чтобы они легче закрепились памяти, необходимо выстроить новый ассоциативный ряд или связать с уже имеющейся информацией то, что необходимо запомнить. Система работает по принципу: легче запомнить и воспроизвести в памяти логические связи, чем отдельные образы.
Эффект Ресторфф назван в честь психотерапевта Хедвига фон Ресторффа. В его основе лежит "эффект изоляции" – это способность человеческой памяти лучше запоминать объект, который выделяется из ряда одинаковых. В английском языке это может работать так: каждый день следует изучать 10 новых слов по одной теме, а 2-3 слова брать из совершенно другой области. Именно они будут запоминаться лучше.
Закон ярких впечатлений. Как понятно из названия, прочнее всего закрепляются в памяти ситуации, которые произвели сильное впечатление. Это – один из принципов человеческой памяти, ведь она действительно сохраняет наиболее яркие события. В этом случае специалисты рекомендуют во время изучения новых слов представить какую-либо приятную ситуацию, в которой можно будет использовать только что выученную лексику.
Ассоциации – еще один способ запомнить новые слова. Цепочка для запоминания может строиться на похожести слов, образов, структурировании информации и др. Что касается интервальных повторений, то реализовать их на уроках практически невозможно. Постоянное увеличение интервалов предполагает самостоятельные повторы вне класса. Как именно их лучше всего делать – об этом наша следующая статья.
Made on
Tilda