Преимущества методики
Регулярное повторение материала через определенные интервалы, которые постепенно увеличиваются, позволяет лучше усвоить информацию. Как это работает? Общеизвестно, что в мозгу сохраняется та информация, которая считается важной. Эти особенности до конца не изучены, но, согласно предположениям ученых, в мозгу накапливается огромное количество понятий, которые пересекаются, объединяются, ответвляются, сохраняясь в виде знаков, символов и ассоциаций. В памяти укрепляются воспоминания о наиболее часто встречающихся событиях и предметах, как в поговорке: повторение – мать учения. Чем больше раз мозг встречает то или иное слово, действие, ситуацию, тем более важными он их считает. Соответственно, редкие события он пропускает, считая их незначительными. Метод интервального повторения основан как раз на этом принципе функционирования мозга. Каждый, кто его использовал, гораздо эффективнее и быстрее запоминал изученный материал.
Альтернативные методы
В прямом смысле слова альтернативы у метода интервального повторения нет, зато существует ряд других техник для запоминания информации.
● Мнемотехника – система для запоминания разрозненных образов или данных. Для того, чтобы они легче закрепились памяти, необходимо выстроить новый ассоциативный ряд или связать с уже имеющейся информацией то, что необходимо запомнить. Система работает по принципу: легче запомнить и воспроизвести в памяти логические связи, чем отдельные образы.
● Эффект Ресторфф назван в честь психотерапевта Хедвига фон Ресторффа. В его основе лежит "эффект изоляции" – это способность человеческой памяти лучше запоминать объект, который выделяется из ряда одинаковых. В английском языке это может работать так: каждый день следует изучать 10 новых слов по одной теме, а 2-3 слова брать из совершенно другой области. Именно они будут запоминаться лучше.
● Закон ярких впечатлений. Как понятно из названия, прочнее всего закрепляются в памяти ситуации, которые произвели сильное впечатление. Это – один из принципов человеческой памяти, ведь она действительно сохраняет наиболее яркие события. В этом случае специалисты рекомендуют во время изучения новых слов представить какую-либо приятную ситуацию, в которой можно будет использовать только что выученную лексику.
● Ассоциации – еще один способ запомнить новые слова. Цепочка для запоминания может строиться на похожести слов, образов, структурировании информации и др. Что касается интервальных повторений, то реализовать их на уроках практически невозможно. Постоянное увеличение интервалов предполагает самостоятельные повторы вне класса. Как именно их лучше всего делать – об этом наша следующая статья.