Домашнее задание: за и против

Отношение к домашнему заданию в школах разных стран давно было непростым. Периодически школьные требования менялись. К примеру, в Америке около 100 лет назад прогрессивные реформаторы считали, что домашние задания не позволяют детям в достаточной мере отдыхать после занятий в школе. Это привело к запретам домашнего задания во всех классах до 7-го включительно. Затем объем домашней работы увеличился и сохранялся вплоть до шестидесятых годов прошлого столетия. Потом возникло новое мнение: большое количество домашней работы превращает обучение в рутину. Задания на дом уменьшились, но ненадолго. Начиная с восьмидесятых годов прошлого века объем домашних заданий вырос.

По статистике, американские подростки в настоящее время тратят на домашнее задание в среднем в 2 раза больше времени, чем их предшественники в 1990 году. Такая ситуация не может оставить равнодушными многих учителей и родителей. Они считают, что дети истощены ежедневной нагрузкой.

Одним из первых к реформе, касающейся домашнего задания, приступили в 2017 году в городе Хиллсборо, Калифорния. В частности, нововведения запрещают сдавать домашнюю работу на следующий день после праздников или каникул, ведь это будет означать, что работа выполнялась вместо отдыха. Интересно, что для многих родителей такая ситуация без уроков, заданных на дом, показалась странной. Многие из них привыкли считать ответственным отношение учителя к своим обязанностям, если он задает упражнения на дом.

Пока реформа продолжается лишь второй год, но некоторые преподаватели уже видят положительные результаты эксперимента: государственный стандартизированный тест дети проходят также хорошо, как и в прошлом году. Это подтверждает, что количество домашних заданий не сказывается на результате. К эксперименту присоединился и штат Массачусетс, округ Сомервилл. К примеру, в шестом-восьмом классах домашние задания не могут превышать одного часа занятий и задаваться должны не чаще 2-3 раз в неделю.

Впрочем, это лишь одна точка зрения. Есть и совершенно противоположное мнение. К примеру, профессор психологии и нейробиологии университета Дьюка, Харрис Купер, проанализировал количество домашних заданий и результаты тестов в классе. По его мнению, они напрямую связаны. Он считает, что домашняя работа не слишком обременительна для типичного американского школьника. Купер убежден, что обременительные объемы в домашних заданиях действительно существуют, но задают их крайне редко.
Так стоит ли задавать
школьникам
домашние задания?
С ним не согласен Альфи Кон, автор книги "Миф о домашнем задании". Он считает, что исследования, основанные на опросах детей – потенциально ненадежны. Если проанализировать количество домашних заданий и результаты стандартизированных тестов, то в разных странах данные отличаются:

  • В Японии и Дании в школе задают меньшее количество домашней работы, при этом ученики регулярно превосходят американских детей по результатам тестов.
  • В то же время больший объем домашних заданий у детей из США, Таиланда, Греции не сказывается на результате тестов: школьники справляются с ними хуже.
Ради справедливости стоит отметить, что на результатах тестов в данном случае могут сказываться особенности системы образования и общества в целом. Кроме того, как подчеркивает Альфи Кон, зубрежка не может научить детей думать, но может помочь им получить более высокий балл в тестировании, а это – неправильный подход. По его мнению, домашние задания – неэффективны. Кроме того, большинство исследований учитывает количество домашней работы, а не качество ее выполнения.

Кстати, многие преподаватели сходятся во мнении, что творческие домашние задания приносили бы больше пользы, чем подготовка к стандартизированным тестам. Дома следует выполнять такие упражнения, которые помогают ученикам развиваться. К примеру, это может быть исследовательская работа. Об этом пишет глава небольшой частной школы в Ланкастере, Майк Симпсон. Он считает, что домашние задания должны увлекать учащегося. Преподавательница штата Техас, Бренди Янг, 3 года назад перестала задавать ученикам домашнюю работу. Вместо этого она просит их каждый вечер читать не менее 20 минут.
Интересный факт – многим ученикам нравится выполнять домашнее задание. Возможно, разумным подходом в этом случае было бы домашнее задание только тогда, когда и ученики, и учителя считают это действительно необходимым для дальнейшего обучения.
Мнение Royal English Tomsk
Made on
Tilda